Электронные продукты табачной индустрии.

Vape PRO

Игра на чужой территории.

По оценкам инвестиционной компании Wells Fargo Securities, уже через 10 лет электронные сигареты могут превзойти традиционные по объему продаж. А ведь на сегодняшний день курильщики совокупно платят им каждый год более $750 миллиардов. Само собой, имея такие барыши и многолетний опыт борьбы с врачами, общественными активистами и государственными регуляторами, табачные мегакорпорации пустят все свои громадные ресурсы на то, чтобы удержаться в седле.

        

Если вы думаете, что гиганты табачной промышленности будут тратить силы на борьбу с молодой индустрией и доказывать преимущества своего продукта, то вы заблуждаетесь. История  –  жестокий учитель, а поучительные прецеденты уже были. Чем-то ситуация похожа на изобретение цифрового фотоаппарата. В 1888 году Джордж Истмен представил первую пленочную камеру и заложил фундамент многомиллиардного бизнеса, который был уничтожен и сметен цифровой камерой, изобретенной в 1975 году сотрудником Eastman Kodak Стивеном Сэссоном. Общемировой лидер по производству фототехники вовремя не оценил новинку и был вынесен с рынка конкурентами, а не так давно вообще прошел через процедуру банкротства и навсегда убрался из торговых точек. На схожесть ситуации прямо ссылался даже изобретатель ЭСДН, китайский фармацевт Хон Лик, сказавший: «Нужно время. Цифровая камера не сразу победила аналоговую». Камера-то победила, но кто на этом разжирел? Ведь все тот же Хон Лик уже давно продал свою компанию Dragonite табачникам, которые еще в 2012 году, почуяв потенциал новой отрасли, принялись неистово скупать независимых производителей электронных сигарет: Green Smoke, Nicocigs, Intellicig, CN Creative, blu eCigs и прочих.

Конечно, табачные корпорации нервничают — еще полвека назад 43% взрослого населения США курили. C тех пор американских потребителей сигарет стало в два раза меньше — 17%, по данным на 2014-й. В других развитых странах ситуация аналогичная — стало понятно, что курить не то что вредно, а попросту уже не модно. Свои «пять копеек» вставляет и государственная политика многих стран. Уже с начала двухтысячных в разных странах были приняты законопроекты, запрещающие рекламировать сигареты, обязывающие сообщать о вреде курения на упаковках душераздирающими картинками и надписями, да и вообще повышающие цены на табачную продукцию. При таком давлении крупные производители выкручиваются, как могут — они не только вкладывают миллионы в покупку игроков рынка электронных сигарет, но и совершают попытки выйти на рынок с собственными разработками. Разумеется, для начала они подготавливают почву.

    В British American Tobacco (марки Dunhill, Kent, Pall Mall, Vogue, Lucky Strike и другие) даже поставили на кон и так сомнительную репутацию сигарет, опубликовав в журнале Mutation Research материал о сравнении реакции бактерий на сигаретный дым и вейп-пар. Воздействие дыма на сальмонеллы привело к мутациям их ДНК уже через 24 минуты после начала эксперимента. Пар же на бактерий никак не повлиял даже через три часа непрекращающегося воздействия. Такой результат ученые сравнили с обыкновенным воздухом. Как же так выходит, что производитель сигарет сам топит свой продукт? Кажется, ребята понимают, что люди, которые курят, вряд ли «поведутся» на уже набившие оскомину исследования медиков о вреде курения, а вот новую целевую аудиторию — парильщиков –  все это может активно стимулировать. Бизнес есть бизнес,  British American Tobacco в сентябре 2015 года заявила о том, что стала партнёром очередного крупного производителя сигарет — Reynolds American –   по распространению электронных устройств для курения в разных странах, а также о покупке польского производителя Chic Group.

  Reynolds выпускает Vuse, которые стали самым популярным брендом в этом сегменте (заправки и продуктовые магазины) в США. Еще одна крупная корпорация Philip Morris (марки Marlboro, Parliament, Bond, Chesterfield, L&M и другие) потратила около $2 миллиардов на исследование методов альтернативного курения и сейчас, после успеха в Японии, готовится продавать устройство iQOS в других странах. Стоит рассказать об этом продукте и о паре других флагманах табачных компаний поподробнее.

  Philip Morris выпустил на рынок систему нагревания табака iQOS в 2014 году. На первых парах продукт был доступен в Италии и Японии и, уже прижившись там, попал на отечественный рынок. Вообще-то это не первый в истории продукт такого рода – в 1980-х годах крупная американская табачная компания R.J.Reynolds уже запускала продукт Premier, который подогревал табак с использованием небольшого процесса горения. Он просуществовал на рынке всего около года – пользователи жаловались на чересчур сложный процесс прикуривания и значительное угольное послевкусие.

Конечно, тогда еще не было пресловутой «гаджетомании», и девайс не прижился. Сегодня же при достаточно приятном и эргономичном внешнем виде у него гораздо больше шансов. На данный момент цена устройства около 7000 рублей. Внутри системы находится элемент из платины и керамики, который нагревает табак до определенной температуры (350 градусов), что позволяет избежать образования смол и прочих побочных продуктов горения. Некоторые думают, что внутрь можно совать обычные сигареты, но это не так. Здесь используются специальные стики, созданные по особой технологии (по определенному мнению, практически те же  сигареты, только пропитанные глицерином). С ними, конечно же, как и со всеми официальными расходными материалами, не все так гладко. По словам из чата поддержки iQOS, в России представлены только стики бренда Parliament blue с классическим вкусом табака и  Parliament fresh с ментоловым послевкусием. Пачка стоит 150 рублей (но продаются блоками), в ней 20 стиков, каждого из которых хватает на сеанс в 5-6 минут (около 14 затяжек). Определенный нюанс устройства состоит в том, что курить один стик за другим (или, если первый испортился во время заправки в устройство) не получится, на перезарядку уходит около 3 минут. Пахнет ли после использования «куревом»? Да, но по причине отсутствия горения и пепла запах быстро выветривается.

Второй крупный игрок, вступивший на путь обновления своего традиционного ассортимента, –  это уже упоминаемый гигант British American Tobacco. Как и Philip Morris, они потратили значительные суммы на подготовительном этапе — на разработки электронных альтернатив за несколько лет у них ушло около одного миллиарда фунтов стерлингов. Сегодня на рынке представлены четыре вида устройств по доставке никотина: электронные испарители Vype, гибридное устройство iFuse, устройство для нагревания табака Glo и никотиновый ингалятор (в Великобритании лицензирован как медицинское устройство) Voke.

   

Первая линейка продуктов — это типичные вейп- девайсы (Vype ePen со сменными картриджами и Vype eTank с заправкой жидкости), в которых может использоваться и жидкость сторонних производителей. Последняя модель этой линейки Pebble имеет необычный для электронной сигареты дизайн и призвана стать айфоном в мире электронного парения (на опыт калифорнийской компании прямо ссылаются спикеры компании).

Гибриды iFuse интереснее в техническом плане — в них реализован принцип объединения классического табачного листа и жидкости. Электронное устройство работает с использованием специальных картриджей, содержащих табак и никотиновую жидкость, нагревательный элемент испаряет жидкость, превращая ее в никотинсодержащий пар, который насыщается вкусом и ароматом настоящего табака. Это устройство было опробовано еще в 2015 году на румынском рынке и после быстро распространилось и на остальные страны. Третий продукт — GLO –  представляет собой систему нагревания табака, аналог iQOS  от Philip Morris. Этот продукт появился не так давно, и стартовой площадкой для реализации была выбрана Япония (опять же, как и у конкурента –  iQOS). Такой выбор табачники сделали не случайно — в этой стране действует запрет на «классические» электронные сигареты, плюс японцы обожают инновации. Для этого флагманского продукта компания воздвигла в Японии целые магазины (по аналогу Apple). И такие маркетинговые шаги дали свои результаты — японцы заинтересовались продуктом и купили уже несколько миллионов девайсов.

 

В нашей стране, к сожалению, ни этот, ни любой из вышеперечисленных продуктов от British American Tobacco пока недоступны. Вроде как, им хотелось зайти на наш рынок, но введение акцизов в начале года очень их расстроило и затормозило процесс. Конечно, все видели рекламу  iQOS от  Philip Morris и видели их павильоны во многих торговых центрах – да, они есть.

Что касается не таких крупных табачных интернациональных игроков, то это некоторые члены организации ПАУЭРРЭНС (Профессиональный Альянс Участников Русского Рынка Электронных Никотиновых Систем). Мы уже упоминали в прошлом номере об этой ассоциации, куда входят «Медиа Групп Русский Табак», «Сигарный Дом Фортуна», «ТАБАКОНИСТ» и несколько других. Сейчас компании, входящие в Альянс, выпускают такие бренды, как «Pons», «LuxLite», «NOQO», «Dripping», «Aivisy», «Cricket», «Atomic», «Stopper», «ECG», «Vogel», «Easy To Vape» и др.

   Как уже говорилось выше, законодательство многих государств ведет весьма последовательную борьбу с традиционным способом потребления никотина. И на настоящий момент уже всячески старается ограничить и парение. Но вот что интересно: несмотря даже на то, что табачники вложились и в вейпинг, такой поворот им на руку. Но как же так? Во-первых, законопроекты, призванные регулировать этот рынок, в той или иной степени вычеркивают из игры мелких игроков, которых, прямо скажем, большинство, и которые представляют угрозу для тех самых мегакорпораций. То же самое резонансное решение американской FDA об обязательной дорогостящей сертифицикации всех моделей испарителей и наполнителей (кстати, просьба об этом изначально поступила от табачных гигантов R.J. Reynolds  и Altria). Опять же, в прошлом году вступила в силу Европейская директива о табачных изделиях, напрямую относящаяся к вейп- производителям, – она обязывает за полгода до начала продаж новых жидкостей предоставлять регулирующим органам подробный список  ингредиентов, результаты токсикологических исследований и обоснованный анализ возможного влияния на здоровье.
Стоит заметить еще одну деталь: многие табачники сами лоббируют все это, аргументируя сложностью контроля компонентов для открытых вейп-систем. Сами они, разумеется, зачастую выпускают «сигалайки» – одноразки, массово продающиеся за копейки и по внешнему виду весьма смахивающие на обычные сигареты. Такие системы занимают огромную долю американского рынка, но, судя по результатам исследований, все же не приносят прибыли. Просчет табачников? Куда там! Если четверка топовых американских брендов «сигалайков» принесла за год $300 миллионов дохода и чистая прибыль еле-еле покрыла убытки (их производство весьма накладно), то за тот же год только одна компания R.J. Reynolds заработала около $11 миллиардов. Многие видят в этом признак хитрого приема скрытой поддержки основного продукта. Ведь рекламировать «сигалайки» можно намного свободнее, чем традиционные табачные изделия, продаются они так же массово и в тех же местах и визуально очень их напоминают. Все это подводит к тому,  что табачные мегакорпорации не такие одряхлевшие и неповоротливые, какими, черт подери, кажутся, и они пойдут на все, чтобы сохранить свой бизнес. Независимые вейп-игроки, берегитесь!

Сергей Бор                                                                                                                                   Журнал “VAPE”

VAPE ORION

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

43 More posts in Без рубрики category
Recommended for you
Живущие на обочине

Популярность табачных изделий в мире постоянно снижается. Например, если в 2015 году курильщиков в Великобритании...